Сестрица Алёнушка и братец Иванушка Давайте вспоминать наши очень древние сказки (сказки с мотивом о Сестрице и Братце есть в очень многих культурах по всему миру) Начну с разбора именно с этой сказки, так как, во-первых, она очень иллюстративна на тему четырёх базовых архетипов, с которыми я вас уже давно знакомлю. А во-вторых, сразу же раскрывает одну из самых важных для архетипической теории идею - существование тех исторических периодов развития человечества, которые можно назвать началом нарциссической картины мира. А сейчас, когда война, нам это может дать очень много поддержки и ответов! Дальше очень большой текст, надеюсь, он увлечет вас, это очень стоит прочтения. А в комментариях я прикрепляю оригинал сказки, чтобы вы прочитали всё до слова, здесь действительно, каждое слово - важный символ. Эта сказка очень ярко показывает нам образ Аленушки - души и её младшего братца Иванушки - познавательного интереса и развивающегося сознания (научения). Это соотношение женского и мужского во внутреннем мире человека, даже маленького ребёнка (уже и новорожденного). Немного старше женское, оно уже самостоятельно, направляет и является хорошей опорой для дальнейшего развития сознания (Иванушки). Сказка начинается с того, что Мать и Отец у главных героев - это Старик со Старухой и они умерли, а это можно увидеть, как потерю поддержки и передачи опыта истинной ценности этих двух составляющих нашей сути. Старик и Старуха в архаичных сказках это наши древние предки, наши глубокие корни. И, скорее, здесь речь даже об определённой традиции, картине или концепции мира. И в те времена, как мы можем догадываться, сохранялись ещё гармоничные правила бережного отношения к внутреннему миру. Но теперь дети одни идут по жизни - дальнему пути, широкому полю (широкое поле, как многовариативность социальных контекстов, а также, здесь мы можем усмотреть намёк на начало эпохи сельскохозяйственной революции в истории человечества, которая в корне изменила отношение человека к природе, а соответственно, и душе, женской категории психики и мира). Оставшиеся в одиночестве дети - очень частый мотив архаичной сказки. Порой они становятся жертвами мачехи и родного отца или нерадивых родителей. Эта сказка красноречиво обобщает - родители-старики умерли. То есть, истинное родительское отношение, бережность, забота и безусловная любовь к самобытному внутреннему миру - больше не являются естественной основой воспитания детей и отношения с самим собой. Давайте посмотрим, что пришло на замену и укоренилось на долгие, как минимум, 12 тысяч лет. Иванушка очень торопится, он не может ждать, хочет срочно уталить свою жажду в познании и самоопределении. Иванушка - это любознательность, желание поскорее изучить окружающий мир и выстроить картину мира, узнать, кто же он есть. Он не хочет ждать, он хочет хоть что-то, дальность и сложность пути его уже изрядно утомила. Алёнушке, душе он уже не доверяет, её не слушает. Колодец - это более глубокий источник знания, не поверхностный. Поэтому Алёнушка ведёт братца дальше, глубже и просит не довольствоваться мелкими обьяснениями. Она знает, что этот колодец есть, она сама часть этого колодца, хоть одинока и утомлена. Для души (природы) время течёт иначе, она намного более терпелива, чем человеческий ум, чем его ограниченное время жизни. Что такое, эти копытца с водицей коровы, лошади, козы - теперь мы видим, что это действительно сельскохозяйственная революция. Их поход - как путь в глубины истории. О том, что было до этой революции, которая произошла около 12 тыс лет назад, мы можем только догадываться, т.к. никакие письменные или вещественные источники до наших дней не сохранились, кроме того, что люди были охотниками и собирателями. Но есть более, чем достоверные гипотезы о том, что им такой образ жизни, как виду, подходил очень хорошо, т.к. прожили они так, ничего существенно не меняя в период с 70 тыс лет назад до 12 тыс лет назад. Таким образом, поход Аленушки и Иванушки по долгой дороге по пути к колодцу - это ни что иное, как путешествие вглубь истории, за своим утерянным раем: примерно 3,5 тыс лет назад приручили корову, 4 тыс лет назад приручили лошадь, 9 тыс лет назад одомашнили козу. А колодец, по всей видимости - это свободное сознание и глубина доверия душе. И, судя по всему, трагедия сознания произошла ещё на заре новой сельскохозяйственной эпохи. Мы можем понять, как это произошло. Только что родившемуся ребёнку осевших возделывателей земли, в отличие от детей свободных кочевников охотников-собирателей, уже не предоставлялось так много поддержки в выборе любого, созвучного душе жизненного пути. Им первым в истории человечества пришлось столкнуться с навязыванием предопределенности и выбора, сделанного за них родителями. А что вообще значит слово ребёнок? Вероятно, что и произошло это слово именно в эти времена. 1. ребенок — В XII в. это слово имело форму робенок и являлось уменьшительным от робя, которое находится в тесном родстве с существительным раб. Новое значение слова развилось из старого – "слабый", "робкий". Этимологический словарь Крылова 2. ребенок — Соврем. форма — из робенок, в диалектах в виде робенок, рабенок, производное от робя, род. п. робяте < *orbę род. п. *orbęte, того же корня, что раб, работа, рабство. Ребенок буквально — «маленький раб». Этимологический словарь Шанского 3. ребенок — др.-русск. робя, мн. робята, робъ "раб", ст.-слав. рабъ, болг. роб "раб", сербохорв. ро̏б, род. п. ро̀ба, словен. ròb, чеш. rоb "раб". Этимологический словарь Макса Фасмера И это тоже пища для размышлений. "Маленький раб" - это рабочая рила, руки, которые земледельцам остро потребовались, в отличие от свободных и творческих устремлений, чувствительности, а также ранней мудрости и осознанности маленького человека. В современном же мире запрос на маленьких и, в последствии, больших рабов не пропадает. Часто от моих клиентов на сессиях я слышу: мои родители вели себя со мной в детстве так, будто у них было общее представление о том, что такое дети. И этим отношения были полностью ограничены. Я погуглила: "ребенок, что это такое". Создаётся впечатление, что родители делают что-то похожее, только гуглят в глубинах своего багажа 12-тысячелетней давности. Дети, что это? Их нужно кормить, раз в три часа, на руки не брать, не перехвалить, сделать лидером, хорошим человеком, не жадиной, не эгоистом, отдать на танцы, купить железную дорогу и пр. Родитель, в своём основном большинстве, уже и не пытается выйти в открытый космос свободных отношений с необычным, уникальным, неизученным созданием, чувствовать его, слышать и понимать, брать на себя ответственность за его счастье и жизнь, опираясь лишь на него, на самого ребёнка и на его внутренний потенциал, который так обесценен обществом - это требует смелости, мужества, зрелости. Чтобы выйти в такой открытый космос отношения к детству, свободной воле и чувствам, нужно самому себя исцелить и осободить, стряхнуть груз 12-тысячелетней истории. Освобождение "рабов", признание и принятие вещей и людей такими, как они есть со всем их потенциалом, их прав и свобод - это путь личностной трансформации, путь души, Алёнушки, которая говорит: не торопись, потерпи немножечко, ещё чуть-чуть глубже посмотри в себя и свои истинные чувства и желания, не довольствуйся тем поверхностным объяснением себя и своей роли в этом мире, что дает тебе культура, новая эпоха, цивилизация, которая зашла в тупик и сама требует срочной помощи. Нам нужно совсем немного ещё пройти к своей изначальности, восстановиться в доверии душе. Но ум хитрит, он будет ещё торопиться и сопротивляться. И к этому нужно быть готовыми. Путь этой сказки - это путь трансформации, подсказанный нам кем-то из глубин древности. Возможно, путь для всей цивилизации. Иванушка становится козленочком - обесценив и лишив себя свободы, а вслед за этим, сместив вектор ценностей и целей жизни. В итоге он истощен и больше не работает, погружается в бессознательный режим (козленочек - это уже не мужская энергия, а женская, бессознательная). Алёнушка, душа, грустит и томится. Без сознания (бессознательно) она уже не может выразить себя в полной мере. И это реальность современного человечества, подавившего душу и лишившего её возможности осознавать её, говорить и действовать в её интересах, её исследовать. На это современные особенности "науки о душе" - психологии, которая упорно отрицает или избегает понятие "душа". Продолжение анализа этой сказки требует небольшого дополнения о том, что же такое сказка. Согласитесь, довольно странные повороты сюжета как для истории, в которой нет смысла. И даже если бы вы не знали всего этого объяснения, то точно заподозрили бы, что кто-то явно хочет что-то сообщить. Было ли это посланием нам от очень давних предков или данная сказка была сложена значительно позже, для нас имеет значение в первую очередь то, что отражает она не просто исторические факты, а информацию о том, как устроена наша психика, из каких базовых элементов, или структурных единиц, она состоит. И то, что каждая сказка со всем множеством персонажей и событий описывает внутренний мир одного (каждого) человека. Именно в структуре психики одного человека разворачивается история сестрицы Алёнушки и братца Иванушки, а также ведьмы, купца и прочих действующих лиц, включая и элементы природы. А вот разобраться в авторстве сказочных и мифических сюжетов уже пробовали многие исследователи, в том числе, и психологи. Не так давно они обратили внимание на поразительную схожесть, взаимосвязь сюжетов и персонажей сказок и мифов различных исторических эпох из самых разных уголков Земли. Но самое главное, эти же сюжеты и персонажи были обнаружены в сновидениях, свободном творчестве и фантазиях современных людей, клиентах психотерапевта последнего столетия. Понятие о коллективном бессознательном впервые было предложено К. Г. Юнгом в 1916 году в статье «Структура бессознательного». А структурные единицы этого коллективного бессознательного, его первоэлементы, в последствии он предложил называть архетипами. Дальнейшее развитие направления аналитической психотерапии К. Г. Юнга слишком известно и самодостаточно, чтобы мы задерживали на этом много внимания. Хочу лишь уточнить, что несмотря на то, что такие понятия как коллективное бессознательное, а позже и архетип я продолжаю использовать, на этом резонанс с теорией Юнга заканчивается и мы снова выходим в самостоятельное исследование и вдумчивый поиск ответа на вопрос "Почему?". Почему, например, все долгие тысячелетия человечество неизменно видит одни и те же образы в своём творчестве, сновидениях, в свободном воображении, а также неизменно их не понимает. Т.е. мы их рисуем, лепим, вырезаем в кости и в камне, описываем в поэзии и прозе, передаём через музыку и танец, они нам нравятся, вызывают сильные эмоции и чувства, но мы не осознаём их, не опознаём, не расшифровываем, не трактуем верно, даже не удивляемся, не интригуемся, не начинаем вглядываться, вслушиваться, не замираем в трепете - ничего. А пытаясь обьяснить ряд сопутствующих явлений, мы касаемся этой темы очень бегло, путано, абстрактно, замысловато, отстранённо. И так 12 000 лет. Но сейчас, открывая смыслы, вы, вероятно, впечатлены потенциалом каждой детали, поражающими воображение совпадениями с историческими фактами и масштаб трансформационного послания. А, может быть, вместе с тем, и напуганы. А самое интересное то, что и вы, и я, хорошенько погрузившись, расслабившись, могли бы написать что-то подобное. Я не раз наблюдала это в своих арт-терапевтических сеансах. В этом и состоит сила нашего непознанного творческого, жизненного потенциала, женской энергии - он способен соединять нелинейные процессы и выводить нас за любые лимиты понимания и Эго. За это свойство он был назван коллективным бессознательным. Так Юнг, вернее интеллект Юнга определил душу. Конечно же, это определение не описывает творческий потенциал души в полной мере. Зато мы уже на примере сказки увидели, почему она бессознательная. Поэтому её и так сложно идентифицировать и говорить о ней открыто и вслух, не используя загадочных обобщений. А вот почему она коллективная, тоже теперь очевидно: во-первых, она вне настроенных умом границ и барьеров, впечатляет своим масштабом и универсальностью. А во-вторых, назвав её коллективной, мы снимаем с себя подозрения в том, что лично нам открылось, в том, к чему внутри себя мы, наконец-то прикоснулись. Это тоже велит сделать защитный механизм и вся 12 000-летняя история человечества. Итак, сказка всегда содержит информацию о внутреннем мире одного человека, каждого из нас. А теперь давайте проясним, из каких базовых первоэлементов состоит сказка, а также наша психика: 1. Женский архетип (базовая категория психики) (Алёнушка) 2. Мужской архетип (Иванушка) А в дальнейшем развитии сюжета мы видим уже и более развернутую структуру: 1. Женская категория психики светлая (Алёнушка) 2. Женская категория психики тёмная (Ведьма) 3. Мужская категория психики светлая (Иванушка) 4. Мужская категория психики тёмная (Купец) Эти четыре составляющих и есть базовые первоэлементы нашего внутреннего мира, с которыми мы рождаемся на свет. Они являются неотъемлемыми частями нашей психологии, как и органы физического тела. Эти четыре структуры являются от рождения сбалансированными у любого человеческого существа. Кроме того, изначально сбалансирован и процесс развития, раскрытия, преобразования этих структур. Так, уже предопределены точки трансформаций-инициаций. От родителей мало чего зависит в воспитании своих детей. Им отводится роль чувствительного переводчика сигналов души ребёнка и поддержки на пути познания самого себя и мира. Но в нашей сказке родители умерли, а значит больше никто не выполняет функцию поддержки чувствительности. В этих условиях ребёнку приходится подавить свою чувствительность, чтобы выжить. Вся подавленная жизненная энергия уходит в тень, т.к. из нашей психики ничего нельзя удалить безвозвратно. Жизненная энергия и истинные чувства больше не осознаются, но никуда не деваются. Изначально присущая нам теневая энергия переполняется и искажается переизбытком потенциала. При благоприятных обстоятельствах, эта энергия захватывает полную власть над личностью. И вот, "Откуда не возьмись приходит ведьма". Почему теневым мужчиной в сказке также является и купец, мы позже увидим и на примере других сказок (отдельно этой теме будет посвящена целая глава) Но сейчас очень красноречивыми являются вот эти слова: "Алёнушка подумала, подумала и пошла за купца замуж". А были ли слова "купец" и "замуж" единственными, что вы помните в сюжете сказки? По мере развития истории всё большее значение приобретают именно детали. И такой простой оборот, как "подумала-подумала" становится окончательно разрушительным для души. Более полно о тёмных архетипах мы сможем поговорить в следующих главах, а пока важно добавить, что у всех этих четырёх базовых составляющих нашей психики, т.е. как у светлых, так и у тёмных аспектов, есть свой ресурс. Тёмные формы мужской и женской энергии вступают в игру в свой назначенный час, "вершат зло", но вносят свой положительный вклад в общий исход ситуации. В этом смысле, сказка подчеркивает идею относительности добра и зла, а также идею интеграции всех амбивалентных составляющих психики для обретения зрелости и психологической целостности. Ресурс тёмных образов тоже различается, как и сами мужская и женская доминанты в психике. Так, мужской тёмный персонаж приходит, чтобы разрушить прежние основы правил и взглядов на мир (антипод сознательности, осознанности). Такой герой будет поступать нелогично, абсурдно или жестоко. Тёмные женские персонажи высвобождают ресурс эмоциональной перезагрузки - погружения в глубины негативных чувств, позволяющее оплакать старый образ "Я" и выйти на следующий этап разви